ГрандСтрой
8(495) 999-88-49
Главная
Дилерам
Прайс-листы
Заказ по звонку
Заказать обратный
звонок
Выезд специалиста
ГлавнаяОтправить письмоКарта сайта ГрандСтрой
О НАС
КОНТАКТЫ

Металлочерепица
Гибкая черепица
Композитная черепица
Еврошифер
Профнастил
Сайдинг
Цокольный сайдинг
Софит
Водосточные системы
Гидро-/пароизоляция
Вентиляция кровли
Мансардные окна
Чердачные лестницы
Плиты ОСП
Снегозадержатели
Утеплитель

СТРОИТЕЛЬСТВО ЗАБОРОВ
КРОВЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ФАСАДНЫЕ РАБОТЫ

СТАТЬИ

Кровельные материалы - соответствие образу

Статьи/Кровельные материалы - соответствие образу

Под крышей дома своего

Крыша дома служит не только защита от всяких природных напастей. Она для здания - все равно что прическа для человека. И способна как улучшить облик архитектурного сооружения в целом, так и внести дисгармонию в портрет жилища, а то и пейзажа. Чтобы крыша служила гармоничным завершением дома, необходимо соответствие кровельного материала подкровельной конструкции и архитектурному образу сооружения.


Кровля, вырастающая из земли, и дом превращает в геологический пласт.

На состоявшемся в редакции журнала очередном «Круглом столе» были подняты вопросы взаимосвязи между кровельным материалом и архитектурой здания. В обсуждении повестки дня принимали участие Азад Хачатуров, руководитель Архитектурно-строительного бюро «АРХДИЗАЙНСТРОЙ», Олег Харит, директор «ИНТЕКС», к.т.н., и Ярослав Усов, архитектор архитектурного бюро «Дизайнус».

КД: В каких направлениях осуществляется взаимосвязь между кровельным материалом и эстетическими свойствами всего здания?

АХ: Главными направлениями взаимодействия кровли и здания можно назвать геометрию и стиль. Не всякой геометрической форме и не всякому стилю архитектурного сооружения подойдет любая кровля.
Округлые формы черепицей например крыть тяжело — получается довольно грубо. Если попытаться найти универсальный материал, который подошел бы к любому стилю и смог бы покрыть поверхность любой сложности, то, пожалуй, можно назвать в качестве основного претендента битумную черепицу, в том числе и покрытую медной фольгой. Данный материал отличается гибкостью во всех отношениях — и стилевом, и физическом, и даже в смысле ценообразования.

ОХ: профессиональный архитектор всегда старается увязать все элементы здания в единый комплекс, что происходит не только за счет стиля, но и правильного сочетания соответствующих материалов, их цвета и фактуры.
Кровля составляет практически половину поверхности всего дома, поэтому ее внешний вид и материал должны соответствовать в целом. Скажем, если дом построен в стиле готики, то будет неуместна красная металлочерепица. Тут подойдет темная черепица чешучатого типа. Более того, при стилизации готики 12-15 веков уместно использовать черепицу с фактурой, напоминающей чешуйки каменной слюды, применявшейся в то время. А вот для готики в стиле историзма начала 21 века возможно использование медной черепицы или кровли из листовой меди. После 1-2 лет эксплуатации медь почернеет и примет благородный исторический цвет. Подобных примеров можно привести множество.

ЯУ: Нельзя рассматривать кровлю отдельно от здания. Здание — это единый и цельный архитектурный объект. Цвет, фактура и материал кровли выбираются совместно с фасадом. Зачастую кровля как архитектурный элемент диктует форму и образ всего здания.

КД: Какие конструкции кровель применяются в частном домостроении, какие факторы влияют на их выбор?

АХ: Кровли бывают чердачными, мансардными или плоскими. Последняя разновидность в нашем климате практически не используется. В зависимости от размеров пролетов, формы здания, наличия или отсутствие мансарды исполнение конструкции может быть деревянным, металлическим или смешанным. Если предусмотрены мансарда, минимальное число стоек и большие пролеты конструкции, то несущие и стропильные конструкции будут скорее всего металлическими.
Вес кровли тоже влияет на параметры конструкции. Так, наиболее тяжелый кровельный материал — натуральная черепица — требует усиления конструкции.

ОХ: Максимально экономичная конструкция кровли представляет собой типовые двух-, трех- и четырехскатные плоскости с добавлением эркерной части, иногда образующей башню. Однако архитектурные возможности при этом уменьшаются.
Для тех, кто хочет подчеркнуть изящество архитектуры здания, необходимо усложнять конструкцию кровли. Данные кровли могут быть многомерные витые, изогнутые, вогнутые, а порой и сочетающие все возможные комбинации. В этом случае архитектурный стиль здания определяет все: от мельчайших деталей рисунка барельефа до изгиба кровельного покрытия и его цвета.


Перекличка с ландшафтом очень важна в гармонии загородного ансамбля.

ЯУ: В частных домах в наших климатических условиях востребована скатная кровля, как наиболее функциональная и дешевая по сравнению с плоской. Устройство плоской кровли требует высокой квалификации рабочих и качественных материалов, отсутствие которых негативно сказывается на эксплуатационных характеристиках. Стилистика здания, особенности механизма и природыне условия также влияют на выбор формы кровли.

КД: Мешают ли существующие технические ограничения (регламенты, нормы, правила), связанные с кровлей, собственно архитектурному творчеству?

ОХ: На данный момент основным строительным нормативным документом являются СниП П-26-76 «Кровли». К документам правового регулирования относится Градостроительный кодекс от 29 декабря 2004 года №190-Ф3. Помимо этого существует ряд правовых докуметов и местных актов, регламентирующих данную деятельность. Строительные нормы мешать не могут, основная их задача — помочь созданию долговечной и надежной кровли. К примеру, в СНиПах рассматриваются вопросы конструкции пирога (количество слоев и их технические характеристики), возможности применения тех или иных материалов для кровель с указанием углов наклона, химического, температурного и механического воздействия и т.д. Если строительные нормы мешают проектировщику, то он — плохой проектировщик.

ЯУ: Снеговые нагрузки, противопожарные требования, безусловно, оказывают влияние на проектирование кровель. Но это не огранияения, бех учета которых невозможно построить безопасный дом. Технологии укладки кровельных материалов давно отработаны, и их нарушение также недопустимо.

АХ: Вроде бы особо и не мешают, а справочники, издаваемые производителями кровельных материалов, мопогают наличием определенных готовых решений. Требования ГОСТов и СниПов, конечно же, должны быть собледены, поскольку они задают прочность, безопасность и другие важные характеристики жилища. Что касается эстетики, то указанные нормы ей не помеха, поскольку все, что требуется например для обеспечения необходимого запаса прочности, скрыто под крышей.


Медная кровля к лицу зданию, выстроенному в любом стиле.

КД: Во времена Корбюзье к архитектурному проекту исполнители относились как к творческой работе художника, которую необходимо воспроизвести в точности. Есть ли у вас проблемы с авторским надзором за исполнением кровель в наше время?

АХ: Конечно, вопросы обеспечения авторского надзора приходится решать. Это связано и с категорией строителей, которые могут снижать качество работы, и с заказчиками, иногда пытающимися в целях экономии потерять кровлю, неоправданно упростить узлы, влияющие на цену, либо просто не хотят тратить усилия на устранение уже допущенных ляпов, нарушающих архитектурную пластику. Во всех случаях речь идет об отклонениях от проекта, и тогда приходится воевать, поскольку такой «автограф» архитектору оставлять совсем не с руки. Идеальный вариант — когда заказчик и архитектор являются единомышленниками.

ОХ: И во времена Шарля Эдуарда Жаннере (Корбюзье — его псевдоним), и сейчас авторский надзор — важнейшая часть работы архитектора. У нас в фирме имеется специальное подразделение, осуществляющее надзор за эксклюзивными проетами. Во главе группы стоит главный архитектор проекта, ведь именно он создавал проект.

ЯУ: Проблема может заключаться в отсутствие квалифицированных исполнителей — это проблема выбора подрядчика. Зачастую приходится тратить время на выявление ошибок монтажа и объяснять, как нужно делать. Сие происходит из-за желания заказчика сэкономить, в результате чего нанимается неквалифицированная рабочая сила. Такая проблема существует, и ее надо решать.

КД: Насколько оправданно понятие «эксклюзивная кровля»? И где тот шлагбаум, возле которого должна остановиться фантазия и заказчика, и архитектора, чтоб не провалиться в «бездну вкуса» и не довести проетируемую кровлю до состояния нефункционального и сомнительного в стилевом отношении сооружения?

АХ: У эксклюзивности есть разные аспекты. Один из них — оригинальность формы: фантазия может породить безграничное количество вариантов формы даже внутри одного стиля. Если говорить об эксклюзивности в смысле применяемых материалов (медь, сланец, цинк-титан и др.), то она зависит прежде всего от цены (чем дороже, тем эксклюзивнее). Таким образом, составляющими эксклюзива выступают форма, цена и, пожалуй, самое главное — идея, концепция, ведь архитектору всегда хочется создать нечто творческое даже в случае, если он проектирует сарай. А чтобы эксклюзивность не вступала в конфликт с элементарной практичностью, надо профессионально ломать голову во время проектирования.

ОХ: Понятие «эксклюзивность» используется фирмами часто не обоснованно. Просто для того чтобы заморочить заказчику голову и получить больше денег. Эксклюзивной можно назвать кровлю, где не применяются типовые узлы, а поверхность, рельеф, изгибы и примыкания носят индивидуальный характер и требуют ручного исполнения.
При переходе от простой кровли к эксклюзивной необходимо соблюсти баланс множества факторов. И они связаны не только ценой. Чем кровля сложнее, тем она менее надежна. Но более выразительна. И при этом менее ремонтопригодна. Подобных аргументов «за» и «против» можно привожить множество, и неспециалисту разобраться в этих хитросплетениях сложно.
Поэтому я бы рекомендовал тщательно выбирать генерального подрядчика, а дальше уж доверять мнению специалистов, проводящих работы. Спор между заказчиком и архитектором о конструкции кровли похож на диспут с врачом о том, как надо проводить операцию. И обычно ни к чему хорошему указанные дискуссии не приводят.

ЯУ: Ограничением должны являться здравый смысл и чувство вкуса — как заказчика, так и исполнителя. «Богато» - еще не значит эстетично. Чем проще конструкция, тем лучше она работает. Как бы то ни было, при проектировании кровель любых конфигураций необходимо руководствоваться существующими нормативами, тогда даже сложная по конфигурация кровля будет хорошо работать.


Кровля, выполненная в одной гамме с домом, усиливает ощущение цельности его объема.

КД: Как выстраивается гармоничный «общий знаменатель» между стилем здания, конфигурацией кровли и видом кровельного материала?

АХ: Если говорить о конкретных сочетаниях, то зданию, выполненному в классическом стиле или барокко, натуральная черепица вряд ди подойдет. С классикой больше гармонирует медная кровля (либоо фальцевая, либо покрытая медью гибкая битумная черепица). Медь в общем-то подойдет любой крыше и любому стилю. А вот черепица прекрасно смотрится в стиле шале или неоготике как одном из направлений модерна, вошедшем в моду в конце прошлого века. Что касается геометрии, то купол черепицей покрыть невозможно. Многогранную форму с ее помощью одолеть можно, но обилие ребер чаще всего делает такую кровлю малосимпатичной.

ОХ: Наибольшей гибкостью и незначительным количеством отходов при обрезке обладают многие кровли. Но мягкая кровля требует множества дополнительных элементов для подстилающих слоев. Тут довольно много скрытых работ, нужен тщательный контроль качества. Кроме того, мягкие кровли не отличаются большой долговечностью. Через 5-7 лет швы покрываются мхом, начинается деструкция материала.
Медь — наиболее долговечный материал. Множество фирм сейчас предлагают кровли из меди, но работать с этим материалом умеют немногие. Большинство выдают откровенную халтуру. Чаще всего при завальцовке медных листов (особенно в сложных узлах) медь трескается, и буквально через год начинает течь. Другой распространенный дефект возникает , когда горе-специалисты забивают в медные листы металлические гвозди. В соответствии с законами физики в местах контакта меди и железа начинается интенсивная электрокоррозия, и через год крыша начинает протекать.
Наиболее простой монтаж кровли из металлочерепицы. Но это в случае относительно простой и прямолинейной кровли. На сложных криволинейных и выпуклых участках (башни, купола и т.д.) металлочерепицу качественно уложить трудно. Наибольшей элегантностью обладает натуральная черепица. Витые детали кровли, выполненные из натуральной черепицы, считаются верхом совершенства и мастерства кровельщиков. Однако хороших специалистов, умеющих работать с натуральной черепицей, мало. Проблемные места любой кровли — это стыки и примыкания (слуховых, декоративных, вентиляционных и мансардных окон, дымоходов, выходов вентиляционных каналов), снегозадержатели и водосливные системы.

ЯУ: Кровельные материалы на рынке представлен великим множеством. По виду их можно разделить на штучные, листовые и рулонные. Даже из традиционной керамической черепицы можно выполнить кровлю практически любой конфигурации. Черепица подобно чешуе позволяет работать даже с малыми радиусами. Существует огромное количество вариантов исполнения черепицы — от металла до дерева и камня. Рулонные материалы на битумной основе целесообразно применять на плоских кровлях, в местах, где эстетические свойства данного материала не играют роли.
Металл (в особенности медь) — красивый материал, который стоит выставлять напоказ. Множественность размеров — от черепичной плитки до большого кровельного листа — позволяет покрывать любые формы, а натуральный цвет меди не требует дополнительной покраски и обновления с течением времени. Выбор материала всегда зависит от поставленной задачи и желаемого результата.


Контрастная крыша особенно хороша при ярком солнце, дописывающем форму светом.

КД: Существует ли сейчас в архитектуре частного домостроения какой-либо доминирующий стиль и наиболее востребованный кровельный материал?

АХ: Исходя из опыта нашей мастерской стилевые ранги можно выстроить следующим образом: дома с элементами классицизма, по мотивам барокко, затем «легкий» модерн и получивший определенное развитие в современных условиях ар деко, в котором используются контрастные по отношению друг к другу мотивы (геометрическая строгость и в то же время игривость форм, монументальность и элегантность, роскошт и рациональность). В качестве эстетических «доноров» могут выступать самые разные направления в искусстве — от кубизма до неевропейских африканских форм.

ЯУ: В классике и неоклассике преобладают скатные кровли. Более экономичным вариантом является гибкая черепица, которая выпускается в гонтах и проста в монтаже и эксплуатации. В минимализме и в том, что принято называть современным модерном, стараются использовать плоские кровли, соответствующие стилю. И потому используют рулонные кровельные материалы. Обустраивают и плоские эксплуатируемые кровли. Но их обустройство требует высокого мастерства исполнителей.

ОХ: В современной архитектурной практике можно выделить три тенденции: 1) строительство в традиционных архитектурных стилях (классицизм, модерн, готика, ампир и т.д.); 2) строительство в авангардных стилях (хайтек, неовижн и т.д.); 3) эклектичное строительство вне стиля. Надо сказать, что третья позиция на данный момент существенно преобладает.
Что же касается указанных первых двух архитектурных тенденций, то наиболее модными сейчас являются следующие направления: архитектурный стиль классицизм, архитектурный стиль модерн, архитектурный стиль Ф. Райта (органическая архитектура), архитектурный стиль готика, стиль шале. Согласно статистическим данным нашей компании, соотношения по количеству заказов иразных видов кровельного покрытия вяглядят следующим образом: мягкая кровля — более 50%, медная кровля — около 30%, металлочерепица — около 15%, натуральная черепица — 10%, цементно-песчаная черепица — менее 5%. По цветам: черная — 35%, коричневая — 15%, золотомедная — 35%, синяя — 5%, зеленая — 5%, мозаичная — 5%.

КД: Может ли современный архитектор превратить разностильный объект в архитектурное произведение, в том числе и с помощью кровельного материала?

ЯУ: Никакой материал не поможет, если нет идеи. Цветом кровли можно выявить или сгладить нюансы на фасаде.

АХ: Сейчас любое строение несет в себе черты эклектики, поскольку обращение к большим стилям в чистом виде — редкость. Мы работаем с такими объектами, иногда включающими самые разнородные стили, и пытаемся привести их форму к определенной стилистической доминанте.

ОХ: Грамотный архитектор может многое. Один из великих французских архитекторов указывал, что смелая и граммотная эклектика может привести к созданию шедевра. Собственно, классический модерн в начале возникновения выглядел как эклектичный китч. Многие исторические здания, вошедшие в учебники как шедевры архитектуры, первоначально воспринимались весьма неоднозначно. Королевский павильон в Брайтоне — классический пример того, как талантом архитектора китч превращается в архитектурный шедевр.


Ярусно-каскадное расположение крыш заметно оживляет объемно-пространственную структуру всего сооружения и делает ее более интересной.

КД: Ваши советы будущему домовладельцу: с чего начать и как продолжить, чтобы обрести красивую, практичную и стильную крышу над головой?

АХ: Внимательно слушать архитетора, и тот предложит правильные варианты.

ЯУ: Начать нудно с качественного проекта. Продолжить — выбором профессиональных исполнителей и приобретением качественных долговечных материалов. В любом случае выбором стилистики и конструкции должен заниматься архитектор. Кровля — один из главных элементов в здании. И ее некачественное исполнение приводит к потере качества всего дома.

ОХ: Прежде всего необходимо придирчиво и неторопливо выбрать хорошую строительную компани. И потом доверять мнению ее специалистов. Замечу, что хорошая строительная фирма никогда не бывает самой дешевой. Минимальные расценки и сметы предлагают обычно обманщики. И вроде бы все знают, что самый дешевый сыр находится в мышеловке. Однако когда дело доходит до строительства, поддаются наваждению. Как умный образованный человек может доверить дом неизвестному прорабу, не имеющему офиса и ведущему переговоры в ресторане? Сплошь и рядом мы слышим жалобы на халтурщиков-строителей. Но ведь их и выбрали исходя из критерия наиболее дешевой сметы. Чему же удивляться?
Еще очень важно, чтобы дом строила одна фирма, и она же несла ответственность за все работы. Хуже нет, когда одни строят фундамент, другие — стены, третьи — крышу и т.д. В подобной неразберихе все валят огрехи друг на друга, что очень вредит результату.
Все сказанное относится и к строительству крыши. Не надо решать все строительные вопросы самому. К примеру, многие пытаются сэкономить , закупая кровельный материал самостоятельно. Но не все знают, что собственно кровельный материал составляет лишь около 20% комплектующих, необходимых для устройства надежной кровли. Также не всем известно, что кровельные материалы выпускаются различными странами для разных климатических поясов, и для российского климата пожходят далеко не все из них. Неспециалисту обычно неизвестно, что альпийский климат не соответсвует российским строительным нормативам. Поэтому российская специфика требует особого кровельного пирога, отличающегося от европейского.







Компания “ГрандСтрой"
монтаж сайдинга, монтаж металлочерепицы

График работы
Без выходных
9.00 - 20.00

Все права защищены © 2021
тел: 495 999-88-49